В США почти каждая восьмая пара борется с бесплодием. К сожалению, такие врачи, как я, специализирующиеся на репродуктивной медицине, не могут определить причину мужского бесплодия примерно в 30–50 процентах случаев. Нет ничего более разочаровывающего, чем сказать паре: «Я не знаю» или «Я ничем не могу помочь».
Получив эту новость, пара за парой задают мне вопросы, в которых все думают одинаково.
«А как насчёт его работы, его мобильного телефона, наших ноутбуков, всего этого пластика? Как вы думаете, они могли этому способствовать?»
Мои пациенты действительно задают мне непростой и серьёзный для мужского репродуктивного здоровья вопрос: способствует ли токсичность окружающей среды мужскому бесплодию?
Снижение мужской фертильности
Бесплодие определяется как неспособность пары забеременеть в течение одного года, несмотря на регулярный половой акт. В этом случае врачи оценивают обоих партнёров, чтобы определить причину.
Для мужчин краеугольным камнем оценки фертильности является анализ спермы и есть несколько способов оценки спермы. Количество сперматозоидов — общее количество сперматозоидов, производимых мужчиной, и концентрация сперматозоидов — количество сперматозоидов на миллилитр спермы — являются обычными показателями, но они не являются лучшими предикторами фертильности.
Более точный метод измерения — это общее количество подвижных сперматозоидов, которое оценивает долю сперматозоидов, которые способны плавать и двигаться.
На фертильность может влиять широкий спектр факторов — от ожирения до гормонального дисбаланса и генетических заболеваний. Для многих мужчин существуют методы лечения, которые могут помочь. Но начиная с 1990-х годов исследователи заметили тревожную тенденцию. Даже с учётом многих известных факторов риска мужская фертильность снижалась на протяжении десятилетий.
В 1992 году исследование показало, что количество сперматозоидов у мужчин за последние 60 лет снизилось на 50 процентов. Многочисленные исследования, проведённые в последующие годы, подтвердили этот первоначальный вывод, в том числе документ 2017 года, показывающий снижение концентрации сперматозоидов на 50–60% в период с 1973 по 2011 год у мужчин во всём мире.
Эти исследования, хотя и важные, были сосредоточены на концентрации сперматозоидов или общем количестве сперматозоидов. Поэтому в 2019 году группа исследователей решила сосредоточиться на более мощном общем количестве подвижных сперматозоидов.
Они обнаружили, что численность мужчин с нормальным общим количеством подвижных сперматозоидов, снизилась примерно на 10 процентов за предыдущие 16 лет.
Наука последовательна: мужчины сегодня производят меньше спермы, чем в прошлом, и сперма менее здорова. Тогда возникает вопрос, что могло вызвать такое снижение рождаемости.
Экологическая токсичность и размножение
Учёным уже много лет известно, что, по крайней мере, в моделях на животных, токсическое воздействие окружающей среды может изменить гормональный баланс и нарушить репродуктивную функцию. Исследователи не могут намеренно подвергать пациентов воздействию вредных соединений и оценивать результаты, но мы можем попытаться оценить тенденции.
Когда наметилась тенденция к снижению мужской фертильности, я и другие исследователи стали искать ответы в наличие химических веществ в окружающей среде. Такой подход не позволяет нам окончательно установить, какие химические вещества вызывают снижение мужской фертильности, но количество доказательств растёт.
Многие из этих исследований сосредоточены на эндокринных разрушителях, молекулах, которые имитируют гормоны организма и нарушают хрупкий гормональный баланс репродуктивной системы. К ним относятся такие вещества, как фталаты, более известные как пластификаторы, а также пестициды, гербициды, тяжёлые металлы, токсичные газы и другие синтетические материалы.
Пластификаторы содержатся в большинстве пластмасс, таких как бутылки с водой и контейнеры для пищевых продуктов. Воздействие связано с негативным воздействием на тестостерон и здоровье спермы.
Гербициды и пестициды имеются в большом количестве в пищевых продуктах, а некоторые — особенно те, что содержат синтетические органические соединения, в том числе фосфор, — как известно, отрицательно влияют на фертильность.
Загрязнение воздуха поражает города, подвергая жителей воздействию твёрдых частиц, диоксида серы, оксида азота и других соединений, которые, вероятно, способствуют ненормальному качеству спермы.
Облучение от ноутбуков, мобильных телефонов и модемов также было связано со снижением количества сперматозоидов, нарушением подвижности сперматозоидов и аномальной формой сперматозоидов.
Тяжёлые металлы, такие как кадмий, свинец и мышьяк, также присутствуют в продуктах питания, воде и косметике и как известно, вредят здоровью сперматозоидов.
Соединения, нарушающие работу эндокринной системы, и вызываемые ими проблемы бесплодия наносят значительный урон физическому и эмоциональному здоровью человека. И лечение этого вреда обходится дорого.
Воздействие нерегулируемых химических веществ
Сегодня используется много химикатов, и отследить их всё невероятно сложно. Сегодня в Национальной токсикологической программе зарегистрировано более 80 000 химических веществ.
Когда программа была основана в 1978 году, 60 000 из них были включены в программу с минимальным объёмом информации, и ежегодно вводится около 2 000 новых химических веществ.
Многие учёные считают, что тестирование безопасности на риски для здоровья и окружающей среды недостаточно строгое и что быстрая разработка и внедрение новых химикатов ставят под сомнение способность организаций проверять долгосрочные риски для здоровья человека.
Действующие национальные правила токсикологии США следуют принципу невиновности до тех пор, пока виновность не будет доказана, и являются менее всеобъемлющими и ограничительными, чем, например, аналогичные правила в Европе.
Всемирная организация здравоохранения недавно определила 800 соединений, способных разрушать гормоны, лишь малая часть из которых были протестированы.
Торговая группа, Американский химический совет, сообщает на своём веб-сайте, что производители «обладают нормативной уверенностью, необходимой им для внедрения инноваций, роста, создания рабочих мест и победы на мировом рынке — в то время, как общественное здравоохранение и окружающая среда имеют сильную защиту, основанную на рисках».
Но реальность нынешней системы регулирования в США такова, что химические вещества вводятся с минимальным тестированием и снимаются с рынка только тогда, когда доказан вред. На это могут уйти десятилетия.
Доктор Нильс Скаккебек, ведущий исследователь одной из первых рукописей по уменьшению количества сперматозоидов, назвал снижение мужской фертильности «тревожным сигналом для всех нас». Мои пациенты предупредили меня о том, что повышение осведомлённости общественности и пропаганда важны для защиты репродуктивного здоровья во всём мире сейчас и в будущем. Я не токсиколог и не могу определить причину наблюдаемых мной тенденций бесплодия, но как врач я обеспокоен тем, что слишком большая часть бремени доказывания ложится на человеческое тело и людей, которые становятся моими пациенты.
Райан П. Смит — доцент урологии Университета Вирджинии. Эта статья была впервые опубликована в The Conversation.
Источник: The Epoch Tmes