Беспокойство — одно из самых распространенных психических расстройств у детей. Около 7% детей страдают от него постоянно, причем почти каждый третий подросток испытывал это когда-нибудь в подростковом возрасте. Для такого ребенка обычная деятельность может оказаться трудной. Таким детям сложно адаптироваться в школе, заводить друзей и учиться.
Они могут чувствовать себя подавленными и избегать проблем, замыкаясь в себе.Родители, конечно, хотят помочь, но не всегда они смогут это сделать. Например, попытки отговорить детей от их чувств или удержать их от ситуаций, вызывающих тревогу, могут непреднамеренно усугубить состояние ребенка.
Чтобы помочь тревожным детям, врачи разработали методы лечения, такие как когнитивно-поведенческая терапия*, для облегчения симптомов. Но лечение может быть обременительным и дорогостоящим, и оно не всегда работает.
Беспокойство у детей дошкольного возраста может быть признаком будущих проблем — предвестником более поздних расстройств, таких как социальная тревожность, фобии или обсессивно-компульсивное** расстройство. Но мало известно о том, как остановить беспокойство в очень раннем возрасте, когда у детей может даже не быть когнитивных способностей, чтобы получить пользу от лечения.
Если бы очень маленьким детям можно было каким-то образом сделать прививку от беспокойства, избавив их от беспокойства и запретов в будущем? Новое направление исследований, проведенное Кейт Фицджеральд, профессором психиатрии и акушерства в Мичиганском университете, предполагает, что это возможно.
Фитцджеральд изучала очень маленьких детей с симптомами тревожности и сделала важные открытия в отношении маркеров детской тревожности.
Основываясь на этой работе, она и ее команда создали программу обучения для маленьких детей, направленную на повышение их когнитивных способностей, помогающую уменьшить их беспокойство.
«Мы надеемся, что наша работа покажет, что детская тревога не является неизбежной, но ее можно предотвратить с помощью правильного вмешательства, — говорит Фитцджеральд. — Пока что это выглядит многообещающе».
Неврология тревоги
Когда мы сталкиваемся со сложными или пугающими жизненными ситуациями, наш мозг естественным образом начинает действовать. Миндалевидное тело испускает нейрохимические вещества (например, адреналин), заставляющие наши сердца биться чаще и готовящие наши тела к «борьбе, бегству или замиранию» в случае опасности.
В то же время лобные доли задействуют наше познание для оценки ситуации, извлеченного из прошлого опыта и решения проблем, чтобы найти соответствующий ответ. У здоровых людей эти двойные системы работают в тандеме — одна включается, а другая тормозит — в зависимости от того, что необходимо.
В контексте этого процесса немного беспокойства может иметь положительную сторону — например, когда оно побуждает нас усердно заниматься, чтобы овладеть фортепианной пьесой или готовиться к экзамену. Но у встревоженных людей их состояние чаще всего доходит до крайности и вводит их в «ступор», заставляя их убегать от проблем.
Это также может быть изнурительным и утомительным, так как им часто приходится прилагать много усилий, чтобы справиться с ситуацией. Столкновение со стрессовыми ситуациями и подавление реакции страха является ключом к преодолению беспокойства, как у взрослых, так и у детей старшего возраста.
Но у маленьких детей, как это видит Фицджеральд и ее команда, мозг может реагировать немного иначе. Например, у детей в возрасте от 4 до 7 лет реакция испуга в «нейтральных ситуациях» выше. Но у них нормальная реакция испуга в пугающих ситуациях, на которые реагирует любой ребенок. Это говорит о том, что им есть что преодолевать, когда они сталкиваются с повседневными проблемами, такими как посещение школы или знакомство с новыми людьми.
Ее команда также обнаружила, что часть мозга, которая реагирует на ошибку, — связанной с негативом (или ERN) — слабее у тревожных детей 5–7 лет, чем у обеспокоенных детей старшего возраста и взрослых. Вероятно, это связано с тем, что у маленьких детей нет хорошо развитых когнитивных способностей, которые помогли бы им понять, что ошибки случаются, не страшны и часто могут быть исправлены. По словам Фитцджеральд, без большего когнитивного контроля их реакция вздрагивания побеждает, заставляя их нервничать.
Когнитивный контроль относится к умственной способности преодолевать импульсы и привычки, чтобы вы могли делать что-то в соответствии с целями и намерениями. Например, когнитивный контроль необходим, чтобы избавиться от привычки есть нездоровую пищу, чтобы вы могли выполнить свое решение стать более здоровым.
Маленький ребёнок с низким когнитивным контролем также с большей вероятностью разовьёт тревогу позже в детстве, в то время как ребёнок с более высокими способностями будет более устойчивым к стрессу.
Повышение когнитивного контроля (который можно измерить с помощью ERN) может, как лечить тревогу у маленьких детей, так и потенциально предотвращать ее ухудшение с течением времени.
«Если бы мы могли просто помочь детям обрести некоторый когнитивный контроль, когда они беспокоятся, это действительно могло бы повлиять на то, как они справляются со стрессовыми ситуациями, — говорит Фитцджеральд. — Нам просто нужно расширить их возможности».
Предотвращение вредного беспокойства
Чтобы проверить эту идею, Фитцджеральд и ее коллеги провели пилотное исследование (пока не опубликовано) с участием тревожных детей в возрасте от 4 до 7 лет. Дети приехали в «лагерь», созданный исследователями под названием Kid Power, на четыре занятия по полдня в течение двух недель.
В лагере дети играли в весёлые, обычные детские игры, такие как «Саймон говорит» и «Красный свет — зелёный свет», которые помогают укрепить когнитивный контроль.
Консультанты в лагере постепенно усложняли задачу в играх, чтобы помочь детям овладеть навыками, необходимыми для успешной работы, такими как гибкость, использование своей рабочей памяти и подавление нежелательных реакций (например, движение, когда они должны замереть).
Им также нравилось общество других детей, с которыми они вместе обсуждали способы повышения их успеваемости. Родители участвовали в конце каждого занятия, разучивая игры с детьми, чтобы они могли практиковаться в игре вместе дома.
Чтобы увидеть влияние этого обучения на мозг и поведение детей, Фицджеральд и её коллеги измерили их реакцию испуга и ERN перед посещением лагеря Kid Power и через 4–6 недель после него. Для этого они предлагали играть в компьютерные игры, требующие когнитивного контроля с использованием специальных мониторов, которые могли фиксировать их испуг и реакцию ERN, когда они совершали ошибки.
Кроме того, исследователи собрали информацию от родителей и самих детей о симптомах тревоги до и после лагеря.
Проанализировав данные, команда обнаружила, что ERN у детей увеличились (что означает больший когнитивный контроль), в то время как их реакция испуга снизилась — закономерность, связанная с меньшим беспокойством в этом возрасте.
«Сигнал мозга, связанный с обнаружением ошибки, на самом деле увеличился, но в хорошем смысле, — сказала Фитцджеральд. — Дети стали лучше справляться с трудными делами, перестали реагировать инстинктивно, включая реакцию страха».
Это отражало собственные оценки детей (и их родителей). Они сообщили о меньшем количестве тревожных симптомов, включая страх и избегание сложных ситуаций, после тренировки, что Фицджеральд нашла особенно полезным.
«Приятно уметь связать мозг с поведением, но что еще более приятно, так это то, что отдельные дети, проходящие программу, испытывают меньше тревожных симптомов», — сказала она.
Например, одна из родительниц сообщила, что у её дочери, у которой были симптомы обсессивно-компульсивного расстройства до посещения лагеря Kid Power, состояние заметно улучшилось уже в лагере.
«Она не хотела уезжать, пока была здесь, и в течение недели она была в хорошем настроении — стала менее жесткой и могла испытывать больше радости», — написала мама в оценке.
Фицджеральд вспоминает другого 5-летнего ребенка, который очень боялся совершить ошибку в детском саду, что приводило к приступам плача и другим дурным поступкам, требующим ежедневных звонков родителям. Однако после посещения лагеря и изучения того, как преодолевать беспокойство, всё изменилось.
«После недели игры в те игры эти звонки домой прекратились, — сказал Фитцджеральд. — На его маму это произвело сильное впечатление, потому что предыдущие консультации с квалифицированным терапевтом не привели к улучшению. Только после Kid Power он успешно приспособился к режиму в детском саду и начал с удовольствием ходить туда».
Получив обнадеживающие результаты этого пилотного исследования, Фитцджеральд подала заявку и получила грант Национального института здравоохранения на сумму $3 млн на расширение программы Kid Power и проведение дальнейших исследований.
Она надеется, что будущие исследования помогут ей закрепить ключевой ингредиент программы, который привел к снижению тревожности, и, возможно, найти способ адаптировать лечение к отдельным детям, некоторым из которых может потребоваться более углубленное обучение или немного другие занятия, говорит она.
Если ее первоначальные результаты подтвердятся, ее работа может иметь широкое значение, предоставляя шаблон, которому другие могут следовать для лечения и профилактики детских тревожных расстройств в будущем.
«Вмешательства в пределах досягаемости, — говорит она. — По мере того, как мы работаем над пониманием, стоящей за тревогой в молодых умах, мы можем использовать эту науку для разработки более эффективных методов лечения».
* Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает людям выявлять и изменять неэффективные привычки
*Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, фантазий, движений и действий, а также разнообразными патологическими страхами (фобиями).
Эта статья была первоначально опубликована AIM Youth Mental Health, некоммерческой организацией, занимающейся поиском и финансированием перспективных исследований в области психического здоровья молодежи, которые могут найти решения и могут изменить жизнь молодых людей сегодня, что способствовало финансированию исследования Кейт Фицджеральд.
Джилл Сатти, психиатр, в прошлом редактор рецензии на книгу Greater Good, а теперь работает штатным писателем и редактором журнала. Эта статья была переиздана из онлайн-журнала Greater Good.
Источник: The Epoch Times